Знакомство малышей с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Опытом своей работы на тему «Изучение окружающего мира через познавательно-исследовательскую активность у детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения» поделился педагог дошкольного отделения Сорокина Светлана Александровна. Задачи, которые ставил перед собой педагог - это развить стремление особенных детей к познанию окружающего мира, научить их правильно определять свойства, признаки, величину и расположение предметов.
В познании мира малышам прекрасно помогают различные игры с водой, камешками, природным материалом: «Тонет, не тонет», «Мокрые и сухие камешки», «Кораблик», «Вылови мячики», «Поймай уточку» и т.д. А также наблюдения за растениями и объектами неживой природы: «Лук-зеленый друг», «Веточки и листики», «Семена-вертолетики», «Перышки». Необычный предмет, такой как прищепка, вызвал у малышей много положительных эмоций. Для них были придуманы игры: «Большой, маленький крокодильчик», «Один, много крокодильчиков», «Цветочек», «Солнышко».
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.