1. Всероссийский центр для слепых обучающихся, проявивших выдающиеся академические способности
  2. Общая информация

Общая информация

Всероссийский центр для слепых обучающихся, проявивших выдающиеся академические способности

Центр является структурным подразделением ГБОУ города Москвы «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее – Школа). Целью работы Центра является выявление и поддержка слепых обучающихся с выдающимися академическими способностями в Российской Федерации. Основные задачи Центра – поиск одаренных слепых детей и молодежи на территории Российской Федерации и создание условий для их развития, профориентации и трудоустройства, то есть для профессиональной и личностной самореализации, а также разработка вариативных моделей образования для получения слепыми обучающимися с выдающимися академическими способностями доступного 
и качественного общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
В Центр принимаются граждане Российской Федерации ‒ дети-инвалиды 
по зрению, освоившие адаптированные основные образовательные программы основного общего образования слепых обучающихся в объеме не ниже 6 класса (второго года обучения на уровне основного общего образования). 
Прием в Центр поступающих осуществляется на конкурсной основе на очную форму обучения в 7 класс на период реализации адаптированных основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования слепых обучающихся, до 12 класса включительно (с учетом предусмотренной пролонгации сроков основного общего образования слепых обучающихся). 
В период обучения обучающиеся проживают в интернате Школы (за исключением зимних и летних каникул) обеспечиваются пятиразовым питанием, участвуют в досуговых мероприятиях.

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРА ДЛЯ СЛЕПЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРОЯВИВШИХ ВЫДАЮЩИЕСЯ АКАДЕМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

 

В соответствии с формой федерального статистического наблюдения ОО-1
в Российской Федерации в 2021/22 учебном году по программам для слепых обучающихся получают образование 2 382 обучающихся 1-11 классов; в 7 классах
в 2021/22 году обучаются 184 человека.

Несмотря на небольшое количество обучающихся данной нозологической группы по сравнению с другими нозологическими группами обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья, своеобразие их психофизических возможностей позволяет осваивать академическое направление образования слепыми обучающимися с результативностью сопоставимой с нормотипичными сверстниками. Это обеспечивает возможность выделения среди слепых обучающихся группы обучающихся, обладающих выдающимися академическими способностями.

В связи с изложенным вопрос создания всероссийского центра для слепых обучающихся, проявивших выдающиеся академические способности
(далее – Центр), обсуждается в профессиональном сообществе с 2018 года.

Ассоциацией руководителей образовательных организаций для обучающихся с нарушениями зрения в 2020 году данное предложение было направлено
в Министерство просвещения Российской Федерации.

По итогам посещения 1 сентября 2021 г. Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. ГБОУ города Москвы «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда
и социальной защиты населения города Москвы (далее – ш кола-интернат) дано соответствующее поручение о создании Центра.

 

Цели и задачи функционирования Центра:

 

  1. поиск одаренных слепых детей и молодежи на территории Российской Федерации и создание условий для их развития, профориентации
    и трудоустройства, то есть для профессиональной и личностной самореализации;

  2. разработка вариативных моделей образования для получения слепыми обучающимися с выдающимися академическими способностями доступного
    и качественного общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

  3. обеспечение повышения квалификации педагогических работников, работающих со слепыми обучающимися, по вопросам выявления и развития
    у обучающихся академических способностей;

  4. обеспечение прохождения практики студентами педагогических образовательных организаций высшего образования по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»;

  5. научная апробация инновационных технологий сопровождения слепых обучающихся с выдающимися академическими способностями, диагностических оценочных методик;

  6. методическое, экспертное и информационное сопровождение деятельности организаций по работе со слепыми обучающимися с выдающимися академическими способностями;

  7. трансляция педагогического опыта в субъекты Российской Федерации;

  8. популяризация успехов в учебе, социализации, профессиональной самореализации слепых.

 

Площадкой для Центра выбрана общеобразовательная организация интернатного типа, поскольку инфраструктура такой организации предусматривает возможность обучения и одновременно проживания детей; обеспечивает возможность объединения ресурсов образования, социальной защиты
и медицинской реабилитации.

Старт функционирования Центра предусматривает отбор и организацию обучения с 1 сентября 2022 г. 8 человек (численный состав 1 класса).

Максимальная мощность Центра будет достигнута в 2027/28 учебном году
и составит 48 обучающихся (6 классов, с 6 по 11 классы).

Для отбора обучающихся будет использована разработанная научно-педагогическим сообществом специальная оценочная процедура.

 

В отборе претендентов на обучение в Центре планируется использовать комплексный подход, учитывающий:

 

1.      академические достижения обучающихся в освоении отдельных учебных предметов адаптированной основной образовательной программы
для слепых;

2.      участие и результаты в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях различного уровня;

3.     организацию специальной оценочной процедуры по специально разработанным методикам и шкалам;

4.      вовлеченность и увлеченность познавательной деятельностью
по направлениям научных знаний по математике, информатике, истории и другим учебным предметам.

 

Кроме того, будет учитываться:

 

1.      отсутствие медицинских противопоказаний к увеличению учебной
и физической нагрузки;

2.      желание и интерес обучающихся и их семей к освоению образовательных программ повышенного уровня сложности.

Создание Центра планируется осуществить посредством открытия соответствующего структурного подразделения на базе школы-интерната, наделив её функциями Центра без создания нового юридического лица.

Особенности обучения в Центре

Приём во Всероссийский Центр для слепых обучающихся, проявивших выдающиеся академические способности, (ВЦСО) осуществляется на конкурсной основе на очную форму обучения.

Основанием для участия в конкурсном отборе наряду со специальными критериями выступает требование к объему освоения программы не ниже 6 класса (второго года обучения на уровне основного общего образования).

Организация обучения в ВЦСО реализуется в соответствии с Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», предполагая при этом изучение слепыми обучающимися учебных дисциплин на углубленном уровне подготовки (в указанном приказе предусмотрен только базовый уровень освоения программы).

Для обучающихся ВЦСО разрабатываются индивидуальные учебные планы, ориентированные на персонифицированную образовательную траекторию, развитие компенсаторных процессов, овладение тифлоинформационными технологиями и тифлотехническими средствами обучения. Содержание учебных предметов не сопоставимо по годам обучения с содержанием, представленным в ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями зрения, и предполагает поэтапную персонифицированную модель реализации:

1 этап (адаптационный, 6 класс) обеспечивает адаптацию обучающихся, прибывших из разных субъектов РФ, к условиям коррекционно-развивающего обучения и воспитания ВЦСО, оценку компенсаторных навыков, освоение предметных результатов на углубленном уровне, включая дисциплины гуманитарного, математического и естественнонаучного циклов. Данный этап не предполагает дублирования содержания обучения, освоенного обучающимися на предшествующем этапе, до поступления на обучение в ВЦСО;

2 этап (основной образовательный, 7-9 классы, освоение уровня основного общего образования на углубленном уровне) ориентирован на изучение профильных предметных областей, освоение доступных научных знаний, персонифицированное развитие компенсаторных процессов, профессиональную ориентацию обучающихся с учетом их интересов, способностей, склонностей и индивидуальных психофизических возможностей;

3 этап (этап профессионального самоопределения, 10-11 классы, освоения уровня среднего общего образования на углубленном уровне) предусматривает изучение профильных предметных областей с опорой на выбранный маршрут профессиональной самореализации, совершенствование социально-значимых навыков, обогащение социальных представлений в сфере жизненной компетенции.