Блог

  1. Боброва Настя приняла участие в третьей метапредметной олимпиаде «Не прервётся связь поколений», организованной Департаментом образования города Москвы совместно с Городским методическим центром и Центром педагогического мастерства.

    На суд жюри Настя представила сочинение «Детство, опалённое войной» о своей прабабушке Пономарёвой Марии Ивановне. Работа Насти получила высокую оценку, но до призового места не хватило нескольких баллов.

    «Детство, опалённое войной»

    Хочу рассказать о своей прабабушке – Марии Ивановне Понамарёвой. Она родилась 25 сентября 1926 года и всю свою жизнь прожила недалеко от города Белгорода. Этот город имеет неофициальное название «Город Первого Салюта». 5 августа 1943 года в ходе Курской битвы города Белгород и Орёл были освобождены от немецко-фашистских захватчиков. В этот день в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орёл и Белгород. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны.

    Когда началась война, моей прабабушке было четырнадцать лет, почти столько же, сколько мне сейчас. Её папа и старший брат ушли добровольцами на фронт. Дома она осталась с мамой и младшими сестрами Галей и Таней. Старшая сестра Катя умерла от голода ещё до войны. А Таня умерла в годы войны от малярии, так как не было лекарств.

    Очень скоро после начала войны в село, в котором жила моя прабабушка, вошли немцы, и девочке пришлось учиться жить рядом с захватчиками без мужской защиты. Те времена прабабушка вспоминала, как самые тяжёлые и страшные: страшно было выходить на улицу, страшно поднять глаза, любое невинное действие могло вызвать неадекватную реакцию немцев. Но, страшнее всего был голод: немцы вели себя очень нагло, всюду рыскали и забирали последнюю еду. Прабабушка вспоминала, как они, чтобы не умереть от голода, ели лепёшки из лебеды и полыни, которые пекла им мама.

    После освобождения от оккупации, бабушка работала в госпитале, который находился в нескольких километрах от её дома. Во время дежурства она выхаживала раненых, поила, кормила их, перевязывала раны, писала под диктовку письма их родным.

    Линия фронта находилась недалеко, и немецкие самолёты нередко летали над госпиталем. Однажды, когда бабушка возвращалась из госпиталя домой, она услышала гул приближающегося самолёта. Обернувшись, она застыла от испуга, когда вражеский самолёт с чёрной свастикой пролетел так низко над её головой, что она смогла рассмотреть лицо лётчика. От смерти её спасло только чудо!

    И когда я спрашивала у прабабушки: «Какой день ты считаешь самым счастливым днём в своей жизни?». Она отвечала: « 9 мая 1945 года – День Победы».

    После войны прабабушка окончила восьмилетнюю школу и поступила в медицинское училище. Она мечтала стать медсестрой. К сожалению, его ей так и не удалось закончить. Надо было помогать семье. И прабабушка Маня, оставив учёбу, устроилась разнорабочей в колхозе.

    В двадцать два года прабабушка вышла замуж. Муж Пономарёв Николай Никифорович – ветеран Великой Отечественной войны, принимал участие в операции на Днепре и был награждён орденом Красной Звезды. В 1972 году он трагически погиб. Я о нём знаю многое по рассказам прабабушки.

    Прабабушка воспитала и вырастила двух сыновей и двух дочерей. Младший сын Николай с 1982 года по 1984 год в составе войск советского контингента принимал участие в боевых действиях в Афганистане.

    Прабабушки Мани давно нет рядом с нами. Но, до сих пор, я помню её ласковый голос, тёплые руки. Я никогда не забуду её рассказы о годах войны, о послевоенном времени. Я расскажу о ней моим будущим детям и внукам. Я горжусь ею! На долю моей прабабушки и её сверстников выпали трудные испытания, но они с честью вышли из них. В этом ей помогли любовь к своим близким, к своей стране, вера в счастливое будущее. Благодаря мужеству и отваге таких людей, как мои прабабушка и прадедушка, наше поколение не знает лишений и невзгод, которые пришлось пережить людям во время Великой Отечественной войны.

  2. Третьего мая в нашей школе прошел День здоровья, посвященный Дню Великой Победы. Учащиеся двенадцатого класса приняли там активное участие, особенно интересно было на исторической станции - оттуда мы ушли и с новыми знаниями, и со старинными трофеями.

  3. 15 мая 5 «В» класс посетил с экскурсией Москвариум. Ребята узнали много интересного о морских обитателях: смогли рассмотреть и потрогать актинию, морскую звезду, офиуру, веерных червей, увидели спрятавшегося в ракушке рака-отшельника. Они завороженно рассматривали экспозиции с морскими и пресноводными представителями океанариума. Особый интерес вызвал рассказ сотрудника Москвариума Анны Владимировны о скатах. Оказывается, у хвостоколов есть шип, по краям которого есть желобки и по ним стекает яд. Согласно легендам, японские самураи изготовляли из шипов хвостокола наконечники для мечей, а крупнозернистая кожа ската не давала скользить оружию в руке воина. Проживает там и пара акул по имени Маша и Миша, крокодилы и черепахи мирно соседствуют, а белугам и калугам уже 25 лет! Красота морской фауны надолго запомнится ребятам!

    Благодаря таким экскурсиям расширяется кругозор детей!

  4. 15 мая учащиеся 9 «Б» класса с родителями и педагогами посетили одно из доступных и очень интересных мест - центр океанографии и морской биологии «Москвариум». Во время экскурсии, ребята и их родители узнали интересные факты о жителях аквариумов: скатах-хвостоколах, акулах, морских звёздах. Им показали муляж зуба древней акулы Мегалодона и зубы песчаных акул, живущих в аквариумах. Дети посетили открытый аквариум, где исследовали каждый камешек, раковину, рассмотрели мечехвоста и веерных червей.

    При посещении центра плавания с дельфинами дети общались с живыми дельфинами, узнали об их привычках, кормили, гладили их.

    Подобные экскурсии и занятия играют огромную роль, как в развитии познавательной деятельности, социокультурной реабилитации, так и развитии практических навыков в формировании представлений об окружающем мире.